- Плательщики налога
- Объект налогообложения
- Не являются объектами налогообложения
- Налоговый период
- Порядок расчета (ставки налога, налоговая база)
- Жизненные ситуации
- Налоговое уведомление
- Налоговое уведомление не получено
- Налоговое уведомление содержит неточности
- Уплата налога
- Начисление пени
- Льготы
- Прекращение взимания транспортного налога
- Разъяснения государственных органов
Транспортный налог является региональным, вводится в действие законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. Все денежные средства от него поступают в бюджеты субъектов Российской Федерации.
Плательщики налога
Налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства (ст. 357 НК РФ).
Плательщиками налога также признаются физические лица, получившие транспортные средства по доверенности, выданной до 29 июля 2002 года. При этом в статье 186 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что срок действия доверенности не может превышать трех лет.
Следовательно, по истечении трех лет с момента выдачи доверенности на право владения и распоряжения транспортным средством, выданной до 29 июля 2002 года, плательщиком транспортного налога признается физическое лицо, на которое зарегистрировано транспортное средство.
Сведения о владельцах в налоговые органы направляют органы осуществляющие регистрацию транспортных средств. (ст. 362 НК РФ)
Объект налогообложения
Объектом налогообложения признаются:
- автомобили;
- мотоциклы;
- мотороллеры;
- автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу;
- самолеты;
- вертолеты;
- теплоходы;
- яхты;
- парусные суда;
- катера;
- снегоходы;
- мотосани;
- моторные лодки;
- гидроциклы;
- несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством РФ. (ст. 358 НК РФ)
Не являются объектами налогообложения
Не являются объектом налогообложения:
- весельные лодки, а также моторные лодки с двигателем мощностью не свыше 5 лошадиных сил;
- автомобили легковые, специально оборудованные для использования инвалидами, а также автомобили легковые с мощностью двигателя до 100 лошадиных сил (до 73,55 кВт), полученные (приобретенные) через органы социальной защиты населения в установленном законом порядке;
- промысловые морские и речные суда;
- пассажирские и грузовые морские, речные и воздушные суда, находящиеся в собственности (на праве хозяйственного ведения или оперативного управления) организаций и индивидуальных предпринимателей, основным видом деятельности которых является осуществление пассажирских и (или) грузовых перевозок;
- тракторы, самоходные комбайны всех марок, специальные автомашины (молоковозы, скотовозы, специальные машины для перевозки птицы, машины для перевозки и внесения минеральных удобрений, ветеринарной помощи, технического обслуживания), зарегистрированные на сельскохозяйственных товаропроизводителей и используемые при сельскохозяйственных работах для производства сельскохозяйственной продукции;
- транспортные средства, принадлежащие на праве оперативного управления федеральным органам исполнительной власти, где законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба;
- транспортные средства, находящиеся в розыске, при условии подтверждения факта их угона (кражи) документом, выдаваемым уполномоченным органом;
- самолеты и вертолеты санитарной авиации и медицинской службы;
- суда, зарегистрированные в Российском международном реестре судов;
- морские стационарные и плавучие платформы, морские передвижные буровые установки и буровые суда . (ст. 358 НК РФ)
Порядок расчета (ставки налога, налоговая база)
налога = Ставка
налога * Налоговая
база * ( Количество
месяцев
владения /
12 ) * Повышающий
коэффициент
Для легковых автомобилей средней стоимостью от 3 миллионов рублей при расчете суммы налога применяется повышающий коэффициент.
Легковые автомобили средней стоимостью | Год выпуска легковых автомобилей | |||||
от 2 до 3 лет |
от 1 года до 2 лет |
не более 1 года |
не более 5 лет |
не более 10 лет |
не более 20 лет |
|
от 3 миллионов до 5 миллионов рублей включительно |
1,1 |
1,3 |
1,5 |
– |
– |
– |
от 5 миллионов до 10 миллионов рублей включительно |
– |
– |
– |
2 |
– |
– |
от 10 миллионов до 15 миллионов рублей включительно |
– |
– |
– |
– |
3 |
– |
от 15 миллионов рублей |
– |
– |
– |
– |
– |
3 |
Таким образом, если новый автомобиль стоит от 3 до 5 миллионов рублей, то повышающий коэффициент при исчислении суммы транспортного налога составит 1,5. Этот коэффициент будет постепенно снижаться (до 1,1) до тех пор, пока не пройдет три года с момента выпуска. При исчислении транспортного налога на автомобили стоимостью от 3 до 5 миллионов рублей старше трех лет повышающий коэффициент не учитывается.
Если же новый автомобиль стоит от 10 до 15 миллионов рублей, то до 10 лет с момента его выпуска повышающий коэффициент составляет 3.
Порядок расчета средней стоимости легковых автомобилей определяется Минпромторгом России.
Перечень легковых автомобилей средней стоимостью от 3 миллионов рублей размещается ежегодно не позднее 1 марта на официальном сайте указанного органа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» http://minpromtorg.gov.ru/docs/list/.
Если сумма исчисленного налога в отношении транспортного средства, имеющего разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, зарегистрированного в реестре транспортных средств системы взимания платы, превышает сумму платы, уплаченную в отношении такого транспортного средства в данном налоговом периоде, налоговая льгота предоставляется в размере суммы платы путем уменьшения суммы налога на сумму платы ( ст.361.1 НК РФ).
Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации соответственно в зависимости от:
- мощности двигателя;
- тяги реактивного двигателя;
- валовой вместимости транспортного средства в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства;
- один килограмм силы тяги реактивного двигателя;
- одну регистровую тонну транспортного средства;
- за единицу транспортного средства.
Налоговые ставки, могут быть увеличены (уменьшены) законами субъектов Российской Федерации, но не более чем в десять раз.
При этом законами субъектов Российской Федерации допускается установление дифференцированных налоговых ставок в отношении каждой категории транспортных средств, а также с учетом количества лет, прошедших с года выпуска транспортных средств, и (или) их экологического класса.
Налоговая база определяется:
- в отношении транспортных средств, имеющих двигатели – как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах
- в отношении воздушных транспортных средств, для которых определяется тяга реактивного двигателя, – как паспортная статическая тяга реактивного двигателя (суммарная паспортная статическая тяга всех реактивных двигателей) воздушного транспортного средства на взлетном режиме в земных условиях в килограммах силы
- в отношении водных несамоходных (буксируемых) транспортных средств, для которых определяется валовая вместимость, – как валовая вместимость в регистровых тоннах
- в отношении водных и воздушных транспортных средств, не имеющих двигателей – как единица транспортного средства
Примеры расчета транспортного налога:
Пример 1:
Легковой автомобиль был зарегистрирован в органах Госавтоинспекции 25 января 2012 года, а снят с регистрации в связи с его продажей 8 декабря 2012 года.
В этом случае сумма налога будет исчисляться с учетом коэффициента, равного 1, так как месяц регистрации, а также месяц снятия транспортного средства с регистрации принимаются за полный месяц.
Пример 2:
Транспортное средство зарегистрировано в органах Госавтоинспекции в январе 2012 года и снято с регистрации в феврале 2013 года.
В этом случае транспортный налог за 2012 год будет исчислен с учетом коэффициента, равного 1, а за 2013 год – с учетом коэффициента, равного 2/12.
Пример 3:
Физическое лицо зарегистрировало автомобиль в органах Госавтоинспекции 15 мая 2013 года и сняло его с учета в органах Госавтоинспекции 29 мая 2013 года в связи с продажей.
Расчет налога в данном случае будет произведен налоговым органом с учетом коэффициента, равного 1/12, так как в случае регистрации и снятия с регистрации транспортного средства в течение одного календарного месяца указанный месяц принимается как один полный месяц.
В случае обнаружения в уведомлении некорректно указанных данных, налогоплательщики могут заполнить и отправить в адрес налогового органа форму заявления, предназначенную для обратной связи.
Жизненные ситуации
Расчет налога в случае угона
Исчисление транспортного налога по транспортным средствам, украденным (возвращенным) в течение налогового периода, производится с учетом количества месяцев, в течение которых транспортное средство находилось во владении налогоплательщика.
В случае угона транспортного средства лицо, на которое это средство зарегистрировано, должно написать заявление об угоне в соответствующий орган внутренних дел (ОВД), на основании которого будет вынесено постановление о возбуждении уголовного дела по факту угона, а также выдана справка об угоне зарегистрированного на заявителя транспортного средства.
При представлении в налоговый орган подлинника справки, подтверждающей факт угона (кражи) транспортного средства, транспортное средство, находящееся в розыске, не рассматривается как объект налогообложения.
Если же налогоплательщик представит не подлинник, а копию справки об угоне зарегистрированного на него транспортного средства, выданную соответствующим подразделением ОВД России, то налоговый орган в целях подтверждения обоснованности освобождения этого транспортного средства от обложения транспортным налогом должен направить в указанное подразделение запрос о подтверждении факта его угона.
Кроме того, угнанное транспортное средство не является объектом обложения транспортным налогом только в период его розыска.
Если подлинника выданной ОВД справки, подтверждающей факт угона (кражи) зарегистрированного на налогоплательщика транспортного средства, от последнего в налоговый орган не поступало, то отсутствуют законные основания для не начисления по этому транспортному средству транспортного налога (вплоть до месяца, следующего за месяцем, в котором налогоплательщик представит в налоговый орган справку).
Другими словами, в целях исчисления транспортного налога месяц, в котором транспорт угнан, и месяц, когда он возвращен владельцу, включаются в период нахождения транспортного средства у владельца.
Налоговое уведомление
Физические лица, уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.
Направление налогового уведомления осуществляется в срок не позднее 30 дней до наступления срока платежа.
В налоговом уведомлении указывются сумма налога, подлежащая уплате, объект налогообложения, налоговая база, а также срок уплаты налога.
Налоговое уведомление может быть передано физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
Налоговое уведомление не получено
Если этот документ владельцы транспортного средства не получат за месяц до срока уплаты налога, ФНС России рекомендует проявить инициативу, обратившись в инспекцию лично.
Налоговое уведомление содержит неточности
В случае обнаружения ошибок или некорректных данных, влияющих на исчисление налога, налогоплательщики могут вовремя предупредить инспекторов – вместе с налоговым уведомлением направляется форма заявления, предназначенная для обратной связи с налоговым органом.
Уплата налога
Уплата налога производится не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом. Налогоплательщик уплачивает налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.
Уплатить налог на имущество физических лиц возможно не только в отделениях банков, но и не выходя из дома с помощью электронных сервисов банков-партнеров, заключивших Соглашение с ФНС России в рамках обмена сведениями о платежах физических лиц.
Для формирования платежного поручения пользователю необходимо ввести фамилию, имя, отчество, адрес, ИНН (необязательный реквизит), выбрать налог (выбор осуществляется только по налогам, уплачиваемым физическими лицами), адрес местонахождения и сумму.
Срок уплаты налога не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Начисление пени
При уплате налога и сбора с нарушением срока уплаты налогоплательщиком, согласно п. 2 ст. 57 НК РФ, уплачиваются пени в порядке и на условиях, предусмотренных Кодексом. Положением п. 1 ст. 75 НК РФ пеней признается денежная сумма, которую плательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов в более позднее по сравнению с предусмотренным законодательством о налогах и сборах сроки. Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога и сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка России.
Вопрос: Вправе ли налоговая инспекция начислить пени за несвоевременную уплату транспортного налога, если уведомление на его уплату налогоплательщиком не получено?
Ответ: Налоговый кодекс РФ не связывает начисление пеней с фактом неполучения физическим лицом уведомления на уплату транспортного налога. Вместе с тем в случае ненаправления уведомления в соответствующем порядке обязанность по уплате налога у физического лица не наступает, пени не начисляются.
Льготы
В целях учета налоговых льгот при массовом исчислении транспортного налога гражданам необходимо своевременно предоставить в налоговые органы соответствующие документы, подтверждающие право на предоставление льготы.
Налогоплательщик, имеющий право на налоговую льготу, представляет в любой налоговый орган по своему выбору, заявление о предоставлении налоговой льготы и необходимые документы, подтверждающие право на получение льготы (ст.361.1 НК РФ).
pdf (145 кб)
Федеральные льготы
Освобождаются от налогообложения физические лица в отношении каждого транспортного средства, имеющего разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, зарегистрированного в реестре транспортных средств системы взимания платы, если сумма платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, уплаченная в налоговом периоде в отношении такого транспортного средства, превышает или равна сумме исчисленного налога за данный налоговый период. (ст.361.1 НК РФ).
Прекращение взимания транспортного налога
Обязанность по уплате налога и (или) сбора прекращается:
- с уплатой налога и (или) сбора налогоплательщиком,
- со смертью физического лица – налогоплательщика или с объявлением его умершим в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации. Задолженность по налогам, указанным в пункте 3 статьи 14 и статье 15 настоящего Кодекса, умершего лица либо лица, объявленного умершим, погашается наследниками в пределах стоимости наследственного имущества в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации для оплаты наследниками долгов наследодателя;
- с возникновением иных обстоятельств, с которыми законодательство о налогах и сборах связывает прекращение обязанности по уплате соответствующего налога или сбора. (ст. 44 НК РФ)
Прекращение взимания транспортного налога Налоговым кодексом Российской Федерации предусмотрено только в случае снятия с учета транспортного средства в регистрирующих органах. Иных оснований для прекращения взимания транспортного налога (за исключением угона транспортного средства либо возникновения права на налоговую льготу) не установлено.
Разъяснения государственных органов
Письма Минфина:
- от 29 июля 2013 г. N 03-05-06-04/30032,
- от 5 июля 2013 г. N 03-05-06-04/26030,
- от 2 ноября 2012 г. N 03-05-06-04/217,
- от 31 октября 2012 г. N 03-05-07-04/18,
- от 19 сентября 2012 г. N 03-05-06-04/163,
- от 4 апреля 2012 г. N 03-05-06-04/56.
+7(968)759-22-19
Телефон для консультаций по МИФНС N46МИФНС n46 по г. Москве
Всё о работе МИФНС N46 | «Регистрационная служба МИФНС. Ликвидация компаний с долгами» | Выписка из реестра ЕГРЮЛ/ЕГРИП | Регистрация ИП (изменения, ликвидация)
тел.+7(968)759-22-19